Выставочная деятельность РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
На главную / Участники / КАМАЗ / ОАО “КАМАЗ” - аналитическая информация Карта сайта   |   English
Главная | Новости | О Республике Татарстан | Участники | Инвестору

Участники

ОАО “КАМАЗ” - аналитическая информация

ОАО «КАМАЗ» - одно из крупнейших машиностроительных предприятий Российской Федерации. По рейтингу «Росбизнес-Консалтинг» 2005 года ОАО «КАМАЗ» занимает 35-е место по объему выручки среди 600 крупнейших организаций России.

В рейтинге крупнейших машиностроительных компаний России (Эксперт-400) ОАО "КАМАЗ" занимает 4-е место по объёму реализации.

На 31 декабря 2005 года капитализация ОАО «КАМАЗ» составляла 699 млн. долларов США (на 1 сентября 2006 года – 903,4 млн. долларов США). По данным агентства AK&M за 2005 год ОАО «КАМАЗ» занимает 3-е место в рейтинге капитализации среди машиностроительных предприятий.

Темпы роста в 2005 г. к 2004 г. составили соответственно:

  • по объемам продаж - 117%;
  • по капитализации - 2 раза.

Основным бизнесом ОАО «КАМАЗ» является производство автомобильной техники, автокомпонентов, запасных частей и прочей продукции диверсификации, оказание сервисных услуг.

млн.руб

 

 2003 год в фактических ценах 2003 г.

 2004 год в сопоставимых с 2005 г. ценах

 2005 год в фактически действующ. ценах

 Темп роста 2005 года к 2004

 Товарная продукция

 17 166,8

 28 593,7

 33 564,9

 117,4

 В т.ч. грузовых автомобилей

 14 177,2

 23 728,5

 27 920,2

 117,7

 Шасси автобусов

 396,5

 699,4

 919,7

 131,5

 Запасных частей

 1 533,8

 2 520,5

 2 753,5

 109,2

 Прочая

 1 059,3

 1 645,3

 1 971,5

 119,8

Среди автомобилестроительных компаний Российской Федерации ОАО «КАМАЗ» занимает:

  • по объему продаж товарной продукции – 3-е место;
  • по уровню капитализации – 3-е место.

Общий объем продаж грузовых автомобилей в России полной массой от 14 до 40 тонн в 2005 году составил около 63 200 автомобилей, что на 14% выше, чем в 2004 году.

Таблица - Темпы роста производства автомобилей в Российской Федерации и странах СНГ (шт.)

 Марка

 2003 г.

 2004 г.

 2005 г.

 Темп прироста, %

 ОАО «КАМАЗ»

 24 185

 28 225

 31 965

 13,2%

 РУП «МАЗ»

 15 913

 17 635

 19 698

 11,7%

 ОАО «КрАЗ»

 1 113

 2 120

 3 193

 50,6%

 ОАО «АЗ «Урал»

 6 404

 7 757

 8 174

 5,4%

 ОАМО «ЗИЛ»

 63

 33

 36

 9,1%

 Всего

 47 406

 55 514

 63 201

 13,8%

Примечание: в таблице приведены данные без учета автомобилей полной массой от 8 до 14 тонн.

Доля продаж ОАО «КАМАЗ» в общей реализации всех производителей РФ и СНГ составила 51%.

Объем продаж грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн на рынке России в 2005 году составил 67784 автомобилей, рынок в 2005 году показал положительную динамику – прирост составил 16%.

Таблица - Объем реализации грузовых автомобилей в России в 2005 году (штук)

 Наименование

 2003 г.

 2004 г.

 2005 г.

 Прирост 2005 г. к 2004 г., %

 ОАО «КАМАЗ»

 19 499

 21 917

 23 905

 9,1%

 РУП «МАЗ»

 11 124

 10 707

 10 968

 2,4%

 ОАО «АЗ «Урал»

 5 347

 6 130

 7 261

 18,45%

 ХК «КрАЗ»

 923

 673

 736

 9,4%

 ОАМО «ЗИЛ»

 63

 24

 24

 0,0%

 Автомобили иностранного производства

 17 000

 19 121

 25 279

 32,2%

 Всего

 53 775

 58 572

 68 173

 16,39%

Примечание: в таблице приведены данные без учета автомобилей полной массой от 8 до 14 тонн.

Рис. - Доли основных производителей а/м полной массой 14-40 т. на российском рынке

 

Основные итоги лизинговой деятельности ОАО «КАМАЗ»

Первым из российских автозаводов ОАО «КАМАЗ» предложил лизинг от производителя, и это сразу привлекло к нему многочисленных клиентов, как за рубежом, так и в России. Теперь этот продукт стал еще более интересным и конкурентоспособным, и сейчас департамент лизинга ОАО «КАМАЗ» приглашает к сотрудничеству региональные лизинговые компании и агентов. В 2005 году для них была введена новая программа специальных скидок, отработана система страхования рисков, улучшены условия работы с банками-партнерами. Это позволяет всем участникам схемы получать выгоду, не меняя условий приобретения техники для конечного потребителя.

По итогам 2005 года согласно рейтингу журнала «Финанс» ОАО «КАМАЗ» занял 9-е место в общем рейтинге российских лизинговых компаний.

Всего за 2005 год было заключено контрактов на сумму 4252 млн. руб. В 2004 году было заключено контрактов на сумму 1841 млн. руб. В том числе поставлено 2577 ед. автотехники на 2782 млн. руб.

Таблица - Изменение структуры лизинговых договоров

 Виды лизингового имущества

 2003 год шт. / млн.руб.

 2004 год шт. / млн.руб

 2005 год шт. / млн.руб.

 Автотранспортные средства для перевозки грузов (включая прицепы)

 917/ 912

 2704/ 2559

 5214/ 5175

 Автобусы

 118/172

 421/674

 747/1754

* рассматривается лизинговый портфель в целом

Отечественный рынок лизинга развивается стремительными темпами: Размер российского лизингового рынка по традиционному показателю "объем нового бизнеса" в 2004 году, то есть по стоимости всех заключенных сделок, можно оценить в 5 млрд. долларов.

Лизинг автотранспорта развивается неравномерно. Хотя в целом ажиотажного спроса здесь нет (сказывается определенное насыщение рынка, ведь именно с этого сегмента лизинг начал свое становление), заметно растет спрос со стороны потребителей, зависящих от бюджетов разных уровней: дорожное строительство, коммунальное хозяйство, поскольку лизинг позволяет обойти многие бюджетные ограничения. Неизменно высокий, хотя и сезонный, спрос на автотехнику в лизинг сохраняется в АПК.

Экспорт продукции ОАО «КАМАЗ»

В 2005 году ОАО «КАМАЗ» увеличил объемы продаж автомобилей на экспорт по сравнению с 2004 годом на 35,9 %. Объем экспорта автомобилей в общей структуре продаж автомобилей увеличился с 22 % в 2004 году до 26,1% в 2005 году.

Увеличение произошло благодаря не только благоприятной конъюнктуре на зарубежных рынках, но и маркетинговой политике, развитию сборочных производств и высоким потребительским качествам автомобилей КАМАЗ.

В 2005 году зарубежным покупателям реализовано 8 426 автомобилей (для сравнения, в 2004 году 6197 автомобилей) и 37 автобусных шасси.

   

Поставки автомобилей КАМАЗ и запчастей к ним осуществлялись в 56 стран дальнего и ближнего зарубежья. В страны СНГ поставлено более 77% всех реализованных на экспорт автомобилей. Значительная доля продаж автомобилей КАМАЗ на экспорт приходится на страны Ближнего Востока и Азиатско – Тихоокеанского региона.

Рис. - Динамика продаж автомобилей на экспорт в 2004-2005гг.

Прирост экспорта достигнут за счет укрепления позиций на основных рынках, развития сервиса, расширения и повышения эффективности работы дилерской сети, поставок новых моделей грузовиков, организации за рубежом сборочных производств, увеличения объемов продаж запасных частей.

В целях повышения интереса к продукции и увеличения объемов продаж на экспорт ОАО «КАМАЗ» проводит рекламные мероприятия, в том числе в 2005 году принято активное участие в 25 международных выставках в разных странах СНГ и дальнем зарубежье.

Сборочные производства автомобильной техники КАМАЗ за рубежом, экспорт сборочных комплектов деталей

Одной из форм продвижения продукции ОАО «КАМАЗ» является организация новых сборочных производств в СНГ и в дальнем зарубежье.

В настоящий момент ОАО «КАМАЗ» имеет 4 сборочных завода за рубежом:

  • Азербайджан - «Азмоторс»;
  • Казахстан – ТОО «КАМАЗ-Инжиниринг»;
  • Украина – ЗАО «КАМАЗ-УТК»;
  • Вьетнам – Вьетнамская Национальная Угольная Корпорация «ВИНАКОАЛ».

Всего за 2005 год было реализовано более 600 единиц сборочных комплектов деталей.


© Проект разработан Государственным Некоммерческим Фондом «Центр Производственной Субконтрактации Республики Татарстан» по заказу Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан  — 2006